Регистрация гигиенических прокладок и тампонов
Государственный контроль качества и безопасности
Гигиенические прокладки и тампоны – это средства регулярной женской гигиены, которые относятся к товарам бытового назначения и продаются в аптеках или магазинах. Эта группа товаров включает широкий ассортимент позиций, объединенных общим свойством – они вступают в непосредственный контакт с организмом человека, а потому должны проходить строгий контроль качестве, предусмотренный действующим законодательством. При этом способы такого контроля зависят от типа санитарно-гигиенических товаров:
- и прокладки, и тампоны проходят контроль качества и безопасности в форме государственной регистрации с выдачей свидетельства о госрегистрации (СГР) как товары, включенные в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299;
- в дополнение к этому прокладки проходят контроль качества и безопасности в форме обязательного декларирования как товары, входящие в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой производится в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства от 1 декабря 2009 года N 982. Отметим, что в связи с реализацией масштабного проекта регуляторной гильотины с 1 сентября 2022 года это постановление прекратит свое действие. Однако вместо него будет действовать постановление от 23 декабря 2021 года N 2425, в котором также содержится указание на необходимость обязательного декларирования таких товаров. Обязательное декларирование в отношении гигиенических тампонов не предусмотрено.
Перечисленные механизмы государственного контроля являются обязательными для гигиенических тампонов и прокладок бытового назначения. Кроме этого, если производитель такого товара хочет подтвердить его уникальные потребительские свойства или какие-то важные отличия от других типов таких продуктов, он может в соответствии с федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ пройти процедуру добровольной сертификации – это касается и тампонов, и прокладок.
Однако нужно учитывать, что товары с аналогичными свойствами применяются также и в медицине, в частности, в сфере акушерства и гинекологии. Для продуктов медицинского назначения в Российской Федерации предусмотрен специальный механизм проверки качества, действенности и безопасности. В соответствии с федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ гигиенические средства для применения в медицине проходят особую процедуру государственной регистрации с оформлением регистрационного удостоверения (РУ). При этом согласно постановлению № 982 гигиенические прокладки медицинского назначения дополнительно должны проходить процедуру обязательного декларирования – как и обычные санитарно-гигиенические изделия.
Государственная регистрация с выдачей СГР
Согласно решению Комиссии Таможенного союза № 299 женские гигиенические прокладки и тампоны, наряду с другими видами санитарно-гигиенических изделий, проходят процедуру госрегистрации в уполномоченном органе государства-члена Евразийского экономического союза. В России эту роль выполняет Роспотребнадзор. Процедура госрегистрации для заявителей складывается из следующих этапов.
Порядковый номер этапа | Содержание этапа | Продолжительность |
1 | Изучение законодательства, самостоятельная проверка товара на соответствие действующим требованиям | От нескольких дней до нескольких месяцев |
2 | Подготовка пакета документации, подтверждающей такое соответствие, а также заявления установленного образца | От нескольких дней до нескольких месяцев |
3 | Подача заявления и пакета документации в Роспотребнадзор | 1 рабочий день |
4 | Рассмотрение заявки специалистами Роспотребнадзора, принятие решения о государственной регистрации, оформление СГР | 7 рабочих дней |
Размер государственной пошлины за первичную госрегистрацию каждого продукта санитарно-гигиенического назначения в соответствии с положениями статьи 333.33 действующего Налогового кодекса РФ составляет 5 тысяч рублей.
Обязательное декларирование
Обязательное декларирование соответствия гигиенических прокладок, предусмотренное постановлением № 982, требует обращения в аккредитованный сертификационный центр, который выполнит необходимые испытания и оформит подтверждающую документацию. Процедура декларирования включает следующие этапы.
Порядковый номер этапа | Содержание этапа | Продолжительность |
1 | Изучение законодательства, самостоятельная проверка товара на соответствие действующим требованиям | От нескольких дней до нескольких месяцев |
2 | Выбор аккредитованного сертификационного центра для оформления декларации, передача специалистам имеющейся документации, подтверждающей качество и безопасность товара, и образцов товара для проведения испытаний | 3-5 рабочих дней |
3 | Организация и проведение испытаний образцов специалистами аккредитованного сертификационного центра, проверка результатов на соответствие действующим требованиям | От нескольких дней до нескольких месяцев |
4 | Оформление декларации о соответствии продукта установленным требованиям, внесение сведений о декларации в Единый государственный реестр | 3-5 рабочих дней |
Оформление декларирования не относится к государственным услугам: аккредитованные сертификационные центры предоставляют ее на коммерческой основе, и действующим законодательством она не урегулирована.
Добровольная сертификация
Процедура добровольной сертификации производится по инициативе изготовителя: никаких санкций за отсутствие добровольного сертификата на прокладки или тампоны действующим законодательством не предусмотрено. Но производители, работающие на этом высококонкурентном рынке, часто прибегают к такому способу привлечь внимание потребителей и завоевать их лояльность. Добровольная сертификация, как и обязательное декларирование, требует привлечения аккредитованного сертификационного центра и включает следующие шаги.
Порядковый номер этапа | Содержание этапа | Продолжительность |
1 | Изучение законодательства, разработка системы критериев для выполнения добровольной оценки соответствия | От нескольких дней до нескольких месяцев |
2 | Выбор аккредитованного сертификационного центра для оформления декларации, передача специалистам имеющейся документации, подтверждающей качество и безопасность товара, и образцов для проведения испытаний | 3-5 рабочих дней |
3 | Организация и проведение испытаний образцов специалистами аккредитованного сертификационного центра, проверка результатов на соответствие действующим требованиям | От нескольких дней до нескольких месяцев |
4 | Оформление добровольного сертификата соответствия, передача документации заявителю | 3-5 рабочих дней |
Как и обязательное декларирование, добровольная сертификация осуществляется аккредитованными сертификационными центрами на коммерческой основе.
Государственная регистрация санитарно-гигиенических товаров медицинского назначения
С 1 января 2022 года в Российской Федерации действует унифицированный алгоритм государственной регистрации товаров медицинского назначения, сформированный в Евразийском экономическом союзе и утвержденный Решением Совета ЕЭК от 12.02.2016 № 46. Он предполагает, что производитель, получивший регистрационное удостоверение, приобретает право продавать свою продукцию на всей территории ЕАЭС. Для его получения заявителю придется пройти следующие шаги.
Порядковый номер этапа | Содержание этапа | Продолжительность |
1 | Изучение законодательства, организация необходимых испытаний продукции в аккредитованной лаборатории, оформление протоколов | От нескольких недель до нескольких месяцев |
2 | Подготовка регистрационного досье и заявления, выбор референтного государства и государств признания | От нескольких дней до 2 недель |
3 | Подача заявления в Росзднавдзор, проверка полноты и правильности оформления документации | 5 рабочих дней |
4 | Организация экспертизы продукта | 60 рабочих дней |
5 | Инспекция производства | 90 рабочих дней |
6 | Размещение экспертного заключения в межгосударственной информационной системе для согласования уполномоченными органами государств признания, процедура согласования | 30 календарных дней |
7 | Размещение сведений о регистрации гигиенической продукции в Едином государственном реестре зарегистрированных медицинских изделий | 10 рабочих дней |
8 | Оформление регистрационного удостоверения | 10 рабочих дней |
За выдачу регистрационного удостоверения заявителю придется уплатить государственную пошлину в размере 11 тысяч рублей. В дополнение к ней оплачивается госпошлина за проведение экспертизы продукта в референтном государстве и каждом из государств признания. Размер платы зависит от класса санитарно-гигиенического изделия: большинство видов медицинских прокладок и тампонов относятся к 1 классу риска, а значит, госпошлина за проведение экспертизы в каждом из государств составит 72 тысячи рублей. В дополнение к государственной регистрации медицинские прокладки также должны пройти процедуру декларирования.
В аккредитованном сертификационном центре «Аттэк» Вы можете заказать все необходимые проверки для Вашего товара и оперативно получить требуемую документацию. Наши опытные эксперты расскажут, какие именно формы государственного контроля предусмотрены для конкретной категории продукции, организуют требуемые испытания и оформят подтверждающие документы, свидетельствующие о высоком качестве Вашей санитарно-гигиенической продукции!
4812